Поведенческие факторы. Раскрутка и продвижение.
В этой статье я хочу рассмотреть популярное, на сегодня, направление в продвижении сайта - оптимизация поведенческих факторов.
Если очень кратко, то поведенческий фактор - это оценка поисковой системы характера поведения пользователя на вашем сайте и присуждение сайту определённой позиции в соответствии с этой оценкой. Аналитики, работающие в гигантах поисковой индустрии, таких как Яндекс и Google, давно пришли к мнению, что оптимизация кода и тематический индекс цитирования давно перестал быть показателем качественных сайтов, удовлетворяющих критерию поиска пользователя. А истинным критерием может быть только то, насколько конечного пользователя, перешедшего из поисковой системы, заинтересовал данный сайт. И определяется это поведением опять-таки конечным пользователем. Поведенческие факторы включают то, как долго пользователь провёл на вашем сайте в целом и на каждой странице отдельно, сколько переходов он совершал, и даже движения мышью и клики на страницах вашего сайта.
Поведенческий фактор определяется следующими параметрами:
- Посещаемость - сколько уникальных посетителей пришло на ваш сайт за сутки.
- Переходы из поисковых системы - сколько посетителей пришло по различным запросам из поисковых систем.
- Процент отказа - отношение количества отказов, к количеству заинтересованных посетителей. Отказом считается переход на сайт, когда пользователь пробыл на сайте менее 15 секунд, не посмотрев при этом более 1 страницы. Естественно, чем меньше процент отказов, тем выше позиции вашего сайта.
- Продолжительность пребывания на сайте и продолжительность просмотра каждой страницы.
- Глубина сессии - сколько страниц просмотрено на сайте, после перехода на него.
- Возврат с сайта в поиск - пока не понятно как этот параметр учитывается, но считается нехорошим признаком, если человек полистал ваш сайт, а после этого вернулся в поисковик и начал смотреть другие сайты. То есть, подразумевается, что ваш сайт хорош тогда, когда юзер нашёл на нём всю необходимую информацию.
- Поведение пользователия на страницах сайта - данный критерий учитывает движения мышью, скроллинг (прокрутка страницы), клики, нажатия клавиш.
Для «хорошего поведения» пользователя на вашем сайте, последний должен не только содержать всю необходимую информацию, но и красиво выглядеть в поисковике (title, favicon и meta description вам в помощь), красиво и наглядно представлять информацию, побуждать пользователя также читать другую информацию на вашем сайте (заставлять ходить по страницам).
То есть единственным, вполне честным методом улучшения характеристик поведенческих факторов является создание действительно качественного сайта, несущего добро среднестатистическому пользователю.
Методы оптимизации поведенческих факторов.
Есть несколько рекомендаций, для того, чтобы побудить пользователя переходить на ваш сайт из поиска, а после перехода мотивировать его проводить на вашем сайте достаточно времени и выполнять действия, которые «оценят» поисковые системы. Перечислим основные из них:
- Качественный контент, исчерпывающее содержание статей. Только если пользователь найдёт на вашем сайте всё, что ему нужно, то он задержится на нём и не будет возвращаться к поисковой выдаче. Поэтому, только полнота и качественное содержание материала являются ведущими параметрами для продвижения поведенческими факторами.
- Наглядное представление в поиске. Сюда отнесём рекомендации, перечисленные ранее: красивая запоминающаяся иконка сайта, грамотно составленные заголовки страниц и описания в теге meta description.
- Грамотная и качественная перелинковка страниц. Данный фактор поможет повысить показатель глубины просмотра. Для этого необходимо среди статей на сайте делать ссылки на другие статьи, также полезными будут блоки типа «Смотрите также» или «Популярные статьи».
- Размещение видео поможет повысить показатель времени нахождения на сайте. Поэтому дополняйте свои статьи видеоматериалами, которые можете оформлять как отдельными страницами, так и вставлять среди текстового контента. Размещение видео увеличивает время просмотра страниц до 10 минут и более, а это очень и очень полезно. Также с целью увеличения времени нахождения, для сайтов развлекательной тематики, можно размещать лёгкие игры, головоломки или gif-картинки.
- Размещение формы комментариев к статьям или рубрикам. Комментирование – это очень полезное дополнение для вашего сайта. Снабжайте формой комментариев статьи, а в случае продвижения магазинов или услуг обязательно добавляйте возможность оставлять отзывы. Благо сегодня для этого можно использовать как встроенные функции популярных CMS, таких как Joomla или WordPress, так и воспользоваться сторонними сервисами – Disqus, Hypercomments или комментарии от «в контакте». Причём возможность комментирования делает сразу две полезных вещи – улучшает поведенческие характеристики и постоянно наполняет ваш сайт свежим контентом.
Контроль и оценка поведения пользователей на вашем сайте.
Для того, чтобы улучшить поведенческие факторы на сайте, нужно каким-то образом видеть действия пользователей при его посещении. Чтобы, в случае чего, если на каких-то страницах люди не задерживаются и сразу же «убегают» обратно в поиск, мы могли предпринять какие-то действия для улучшения этой ситуации. Удобнее всего оценивать данные факторы при помощи сервиса Яндекс-метрика. Данный сервис представляет из себя сборщик статистики посещений для вашего сайта и внешне весьма похож на другие счётчики, такие как liveinternet или mail, но это только внешне. Внутри Яндекс-метрика является очень мощным инструментом для глубинного анализа поведения пользователей на сайте.
После того, как вы установите счётчик на сайте и пройдёт какое-то время для сбора статистики (несколько часов или сутки), вам необходимо перейти на страницу метрики, авторизоваться, и вы сможете смотреть такие параметры как количество отказов, переход по поисковым фразам, число просмотренных страниц и многое-многое другое. Но самое главное кроется в встроенном инструменте Вебвизор. Перейдите в него в боковом меню:
Когда вы заходите в вебвизор, вы видите таблицу, в которой каждая строка отображает отдельный визит того или иного пользователя. В столбцах же вы можете видеть параметры данного визита, такие как источник посещения; поисковая фраза, по которой пользователь нашёл ваш сайт, количество просмотренных страниц; время, проведённое на сайте; браузер, операционная система и так далее.
Слева, возле каждого визита есть небольшая кнопочка (треугольник в кружке). Щёлкнув на неё, вы можете посмотреть что-то типа видеозаписи визита и увидеть, что делал данный пользователь на вашем сайте.
Также обратите внимание на столбец «Активность», это как раз то, как Яндекс оценивает поведение пользователя на сайте, то есть это и есть искомый поведенческий фактор. Оценка эта может составлять от 1 до 5 и отображается условно кружочками. Причём, чем лучше, по мнению Яндекса, поведение, тем зеленее кружочки. На приведённом изображении только один визит оценен на высшую оценку 5 баллов. По моему личному опыту, оценку 5 можно получить, только если пользователь пишет что-нибудь на странице: комментарий, отзыв или пост. Если пользователь не писал ничего, то пусть он сделал даже 40 посещений и был на сайте 3 часа, он всё равно не получит больше 4 баллов. Вот почему я особо уделяю внимание наличию формы комментариев на сайте.
Таким образом, просматривая информацию в вебвизоре, вы можете понять: какие страницы имеют хороший фактор поведения, а на каких нужно что-то предпринимать для его улучшения. И используя рекомендации, данные в этой статье, я думаю, вы легко добьётесь нужно результата. Просто оптимизируйте страницы, добавляйте видео, комментарии, поднимайте спорные вопросы, чтобы побудить людей к комментариям. В общем, делайте каждую страницу сайта интересной для пользователя, и ваш сайт полюбят не только посетители, но и поисковые системы.