Что делать, если Яндекс считает ваш сайт потенциально опасным. Личный опыт
В этой небольшой статье я хотел бы описать о своём недавнем опыте столкновения с пренеприятнейшей ситуацией, когда поисковая система Яндекс совершенно несправедливо признала мой сайт потенциально опасным для пользователя. В результате чего в одни сутки трафик с этой поисковой системы скатился до нуля.
Как-то вечером, проводя аудит и привычно проверяя позиции моего сайта в яндексе по определённым запросам, я вдруг понял, что позиции его резко провалились – я не мог найти своё детище в поисовой выдаче. Первым делом, я попробовал ввести в поисковую строку доменное имя и к удивлению обнаружил, что мой сайт выводится в результатах поиска серым цветом, при этом под сниппетом виднеется неприятная надпись: «По данным яндекса, на сайте могут быть опасные файлы».
Сразу же бегу в webmaster.yandex смотреть, что же случилось, и в разделе «Безопасность» вижу предательскую надпись: «На страницах сайта обнаружены нежелательные программы» и больше никакой информации вебмастер не даёт – ни характер угрозы, ни место, где она обнаружена.
То есть, конечно, написано, что якобы что-то не так с главной страницей. Но я сделал побайтовое сравнение страницы, размещённой на сервере, со страницей, сохранённой в локальной папке на моём домашнем ПК и разницы не оказалось, равно как и со всеми остальными страницами.
Сказать, что я был огорчён – ничего не сказать. Естественно, первым делом я начал искать бесплатные онлайн-антивирусы, проверяющие сайты и информацию на форумах. Изучив немного материалов, понял, что лучшие сервисы, предлагающие проверку на вирусы это 2ip.ru, virustotal.com, drweb. Есть ещё куча других не менее хороших, но для начала хватит и этих. Проверка сайта показала, что никаких угроз на нём не обнаружено. Я серьёзно задумался: либо вирус какой-то свежий и антивирусы ещё его не видят, либо здесь какая-то ошибка.
Для верности решил посмотреть, как отображается сайт в других поисковых системах – Google, Mail, Rambler. Оказалось, что эти ПС не видят в моём сайте никаких угроз. Пошёл искать информацию по форумам – в основном пишут, что в 95% случаев вирус всё-таки есть. Но вот в одном месте нашёл упоминание о том, что со стороны яндекса бывают ошибки. Редко, но бывают. Решил попробовать написать в службу поддержки Яндекса.
Как написать Платону Щукину?
Для тех, кто не в курсе, техподдержку Яндекса часто именуют Платон Щукин, из-за подписи в ответных письмах поисковой системы Яндекс, из-за чего слово «техподдержка», в случае работы с данной компанией, практически не употребляется, а говорят просто – «Пиши Платону Щукину».
Но с недавних пор не так-то просто найти форму обратной связи на сайте Яндекса, так как в большинстве кейсов они стараются дать шаблонный ответ на странице часто задаваемых вопросов. Однако несколько путей обратиться в техподдержку всё-таки есть и чтобы сделать это, нам необходимо в яндекс-вебмастере внизу страницы нажать ссылку «Обратная связь» и далее выбрать разделы: «Безопасность и нарушения» →«Опасные сайты» и внизу вы увидите надпись «Если у вас остались вопросы, напишите нам с помощью формы». В результате этих действий мы увидим искомую форму, которую нам и предстоит заполнить.
В данном случае я всё подробно описал, и свои подозрения и все, производимые мною действия: сравнение файлов на сервере и на домашнем ПК, проверку онлайн-анивирусами. Для верности, я прикрепил несколько скриншотов с результатами антивирусной проверки, которые демонстрировали «невиновность» моего сайта и не причастность его к каким-либо деяниям.
В результате уже на следующий день мне пришёл ответ: «Благодарим за сообщение, мы обязательно проверим, в чём может быть проблема. Ваше письмо отправлено в поисковый отдел нашей компании».
А вот со следующим ответом мне пришлось подождать, так как были выходные дни в честь неизвестного мне праздника, отмечающегося 4 ноября. Однако сразу же после выходных, мне пришёл следующий ответ, который меня очень обрадовал:
Справедливость восторжествовала – через несколько часов мой сайт снова стал отображаться в поиске нормальным образом, а позиции в поисковой выдаче вернулись на свои места. Ошибка была со стороны антивируса Яндекса.
Таким образом, данная ситуация показала, что бывают огрехи и со стороны поисковых систем, но все они решаемые. Конечно же, если вы схватили такое предупреждение, то сначала нужно убедиться в отсутствии вирусов или каких-либо ссылок на программы, которые поисковые системы могут посчитать подозрительными. Так часто бывает, если на вашем сайте предлагаются к скачиванию какие-либо приложения через файлообменники. В 95% случаев нарушения имеются действительно с вашей стороны. Для верности можно скачать папку с вашим сайтом с сервера к себе на локальный компьютер и проверить стационарным антивирусом. Обязательно проверьте всё тщательно со своей стороны, не пишите Платону, не убедившись в своей «чистоте» - у него и так много работы. Но если же вы не смогли найти своего греха в данной проблеме – то смело обращайтесь за разъяснениями в службу поддержки.
Краткий алгоритм действия в чрезвычайной ситуации
- Проверить отображение сайта в других поисковых системах;
- Проверить сайт на вирусы, проверить все ссылки на подозрительность, используя онлайн-сервисы;
- Скачать папку с сайтом с сервера и проверить её на домашнем (рабочем) компьютере;
- Если ничего не помогло - писать Платону Щукину.
Буду очень рад, если мой личный опыт будет кому-нибудь полезен и надеюсь, что ваш сайт никогда не заболеет, а все проблемы окажутся лишь легко-преодолимыми временными затруднениями.